18.05.2020
Речевое развитие.
Чтение: «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.
Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского « Кот- ворюга»
Задачи:
1. Образовательные:
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно
относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении
содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
2. Расширять словарный запас;
3. Учить оформлять свою
мысль в речевое высказывание;
4. Учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное
мнение.
2. Развивающая:
1. Развивать творческие способности детей,
устную речь
3. Воспитывающая:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
2. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания,
сопереживания;
3. Прививать интерес к литературе.
Материал и оборудование:
1. Иллюстрации котов
домашних, уличных;
2. Портрет К.Паустовского
Ход НОД.
Этап |
Воспитатель |
Дети |
1. Орг.момент ПОРТРЕТ |
-Поднимите руку, у
кого дома есть кот или кошка? - Как он у вас
появился? - Какие чувства
возникают у вас, когда вы видите своего питомца? - А сегодня мы
познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». - Ребята, а кто такой
ворюга? - А как вы думаете.
почему кота назвали ворюгой? -Мы прочитаем рассказ
и поймем. правильно ли вы думаете. |
- тот. кто ворует. - он что-то своровал. |
2. Основная часть Чтение рассказа |
Прежде, чем
познакомиться с рассказом, давайте разберем значения слов, которые могут быть
вам непонятны. 1. Отчаяние –
состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. 2. Кукан –
веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на
привязи в воду. 3. Заросли –
частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. 4. Плотица –
небольшая пресноводная рыба 5. Лаз – узкое
отверстие, через которое можно пролезть. 6. Шиворот – за
ворот, за воротник. 7. Подпалины -
рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. 8. Бухало –
производить сильный и глухой звук. 9. Припадок –
внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни
(Потеря сознания, судороги). Первое восприятие -чтение. - Понравился рассказ? - Что особенно
понравилось в рассказе? - Какие чувства
вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения ? - Вам кота стало жалко, а ведь Паустовский назвал его
ворюгой. Давайте разберёмся, а таков ли кот на
самом деле? - Перед вами изображения кошек. Какие здесь кошки, коты? – А здесь? – А у нас какой кот в начале рассказа? – Как к нему отнеслись сначала ребята? - Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с вами? -Как кот попался? -Почему именно Лёнька смог выманить кота? Почему Ленька предложил накормить кота как следует? – Как Ленька поступил по отношению к коту? - Почему вы так решили? Как хотели поступить с котом? – Был ли у вас такой случай, когда вам пришлось защитить свое животное
(будь то кошка или собака)? Расскажите. – Итак, коту дали замечательный ужин. Каким и как он вышел из чулана,
наевшись? – Как вы думаете, что изменило
кота? - Как кот отплатил за добро людей? – Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа?
Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? - Важно ли быть добрыми? |
- жалко кота -Самодовольные, спокойные, ухоженные. Голодные, уличные, брошенные. - злой, жестокий, беспризорник, настороженный, беспомощный Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки. Ответы детей Был голодный, схватил рыбу. - Он был ловким и бесстрашным. - он был добрым., понял, в чем причина такого поведения кота. - Защитил. - хотели его выдрать довольный, веселый, доверчивый, добрый доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть
хозяин - Стал гонять кур. которые воровали еду. Изменило кота – добро людей |
Физкультминутка: Два хлопка над головой – раз, два. Два хлопка перед собой – раз, два. Две руки за спину спрячем. И на двух ногах поскачем. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – дружно присесть. |
||
Чтение наиболее понравив-шейся части |
Какая часть наиболее понравилась? Давайте ее перечитаем |
. |
Итог |
- С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто автор этого
произведения? - Каким вам представляется
кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к
себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное
превращение в преданного, благородного кота-милиционера. Попробуйте передать это на рисунке. |
Ответы детей. |
Константин Георгиевич Паустовский
(1892 —1968)
Константин Георгиевич Паустовский
Кот-ворюга.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он
обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком
не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота
разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую
совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане
жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и
склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы
ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские
мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись,
рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в
зубах кукан с окунями. Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на
нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство,
а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские
проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и
полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала
на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но
спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он
сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под
дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас
будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален
удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все
дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и
озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти
к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких
травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной
пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные
солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о
новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом
в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил.
Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.
Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под
домом, и это действовало нам на нервы.
Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился
бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял
шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее
через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье -
кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил
за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не
хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах
плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял
над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под
себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий
кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
- Что же нам с ним делать?
- Выдрать! - сказал я.
- Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой.
Попробуйте его накормить как следует.
Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан
и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники
и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и
мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После
умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было
обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом
кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся
у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он
даже совершил благородный и неожиданный поступок. Куры влезли на стол в саду и,
толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.
Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком
прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с
молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный
"Горлачом". Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней
лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого
удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого
петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его
облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев
кота, они с писком и толкотней прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши
ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.
Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это
не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в
обиде.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.05.2020
Дата обновления: 02.06.2020
Дата публикации: 18.05.2020